Вторник, 21.05.2024, 14:48
Kaz Ink
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Интересующийся | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Монгольский пантеон
Бурханы - общее называние высших богов монгольского пантеона (аналогия асы и ваны- сканд.) Первые из бурханов существовали еще тогда, когда не было земли. Так же многие хорошие люди своей святой и праведной жизнью достигли того, что тоже стали Бурханами. И теперь Бурханов 1000. Они бессмертны и обладают всепроникающей силой. Большинство Бурханов добрые, но есть среди них и темные, злые Бурханы: (Чойджилл, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.)

Бурханы находятся, где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются по желанию на земле в виде Гэгэнов. Хотя Гегэны боги и имеют божескую власть, но, находясь на земле они имеют кое-что и человеческое и потому стоят ниже не воплощенных Бурханов. Старший из Гегэнов — Далай-Лама, младшего зовут Шухур-Лама.

Галсык - Санджи Дон - второй из старших Бурханов ,как и Шанджи-Туба он сушествовал еще тогда когда не было земли. И считается ее прародителем.

Дыбджиты - духи заведующие погодой. Они служат Хормусто-хану, Тенгиру. Всего их восемь. Они могут давать людям дождь, снег, град, ветер, грозу и т.п. Старшего из них зовут Нансарун-Дыбджит.

Лондо-Римбучи - самый младший Бурхан. Хоть он и самый младший и юный их Бурханов но он очень справедлив, мудр и добр к праведным людям.

Лу (luu, от кит. лун через древне-уйгурск. luu), в мифологии монгольских народов дракон, владыка водной стихии и громовержец (ср. Хухедей-мерген). Гром — это рёв (скрежет зубов) Лу, а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост. Эти представления о громовнике соответствуют восприятию монголами грозы, описанному Рашидаддином (14 в.): молнию вызывает якобы подобное дракону животное, падающее с неба, бьющее по земле хвостом и извергающее из пасти пламя. Громовержец Лу причисляется к небесным богам — тенгри (Лу-тенгри). Иногда Лу выступает локальным и хтоническим духом; чаще, однако, в этой роли фигурирует лус (производная форма от слова «Лу», первоначально множественное число от лу), но чёткое разграничение между этими двумя персонажами отсутствует (в некоторых традициях, в частности в южномонгольских, лус означает лишь «множество Лу»). Лусы (лусут или лусат, лусын, лусан, лосон), как правило, — духи-хозяева прежде всего водоёмов, но также и гор, урочищ и других местностей. Представления о связи между Лу и лусом (лусут) и первичности Лу отразились в монгольском предании, согласно которому первый лусут Лу-ван Луин Джалбо (от тибет., перевод санскр. Нагешвара-раджа, «государь — владыка змей») вылупился из змеиного яйца в виде Лу (дракона), но оставаться им не пожелал и был сделан богами управляющим всеми водами на земле и ханом 77 царств лусутов (число 77 символизирует множественность земных духов, земных слоев и областей, в отличие от числа 99, соответственно относящегося к небесной мифологии), которые, родившись от него, заселили все озёра, ручьи, колодцы и другие водоёмы.
Согласно поздним версиям, Лу — лишь ездовые животные громовержца, который ездит на них летом, а зимой отдаёт их на хранение лусам; здесь нашёл отражение стойкий мифологический мотив: дракон, воплощающий грозу и дождь, зимой спит либо под землёй, либо на дне водоёмов. Связь между грозой, водоёмом, нижним миром прослеживается и в калмыцкой сказке: громовержец Лун-хан, относимый в ней к окружению властелина подземного царства Эрлика, подни-мается верхом на чёрной туче из озера, которое при грозе высыхает. У ойратов северо-западной Монголии (дербетов) Лун-ханом называется дух — хозяин местности вокруг Улан-гома.
Лусы бывают мужского и женского пола (бурят, лусут эхенер, «женщина- лусут», т. е. русалка), подобно людям, родятся, женятся, болеют, стареют, умирают. Лусы сказочно богаты. Обычно Лу. не показываются человеку. Считалось, что лусы — это духи, принявшие буддизм, но "чёрные свирепые" лусы (докшин хара лусут) — духи, «не имеющие веры» (ср. Докшиты). По представлениям калмыков, «чёрные лусы» — это вообще силы, или духи природы.
В бурятской мифологии лусы связаны исключительно с водоёмами. По поверьям западных бурят, владыкой водяных ханов (духов-хозяев — ухан хан, ухан хат) является Уха лусан (Уха лосон, Уха лубсан), седобородый старец в белых одеждах, живущий на дне моря в серебряном дворце (ср. кит. Лун-ван).
Иногда лусы выступают как явно хтонические духи: они наделяются эпитетом «нижние», подчёркивается их змееподобие. В южномонгольском шаманском призывании лусы (или их царства) связываются со слоями земли, с царством Эрлика. В монгольском эпосе лусы часто фигурируют как обитатели и хозяева нижнего (подземного, подводного) мира; по большей части они не враждебны герою, являются родственниками его матери или невесты (ср. ойрат-калмыцкое генеалогическое предание о Чоросе).

Майдари - третий из старших Бурханов, который родился от цветка на другой, не нашей земле. Он был добр и справедлив ко всему живому как наземле так и на небе.

Тенгиры - следующими по своей святости после Гегэнов - они небесные духи. Живут они всегда на небесах, которых 17. На землю они никогда не спускаются. Тенгиры делятся на 33 царства, и каждое из них имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми Тенгирами -- это Хормусто-хан. Родились Тенгиры от света, не солнечного и не лунного, а какого-то неизвестного людям. Они интересуются тем что делается на земле в отличие от Гегэгов или Бурханов, и часто заступаются за обиженных или обездоленых людей.

Хомусто-хан - главный Тенгир, правящий всеми тенгирами. Он страшно силен: стоит ему только пожелать чего-либо, как оно тот час исполняется и потому лучше не злить его иначе не сдобровать обидчику.

Шанджи-Туба - первый из старших Бурханов, как и Галсык-Сонджи Дон он сушествовал еще тогда когда не было земли. И считается ее прародителем, а так же прародителем всех Бурханов, Гэгэнов, Тенгиров и Лусутов.

Эрлик-хан - один из главнейших монгольских богов - подземный царь, властитель душ, судья в загромном мире, который впрочем в мифах често называют преисподнией. автор эл-ной энциклопедии мифологии - Александрова Анастасия
В его царстве преисподнии есть все: богатство, счастье, наслаждение, удовольствие, радость, страдание, слезы, веселье, смех, музыка, пение, сказки, пляска - все что встречается в жизни человека. И праведная душа может выбрать все что ей нравится. И если Эрлик-хан посчитает что душа этого достойна, то он даст ей любимое занятие. Судит он не только людей, но и животных, так как души всех живых существ одинаковы.
Под землей находится 18 тама (ад), и в каждом из них Эрлик-хан имеет по
100 000 понё, которые приводят в исполнение его приговоры



Источник: http://myfhology.narod.ru/gods/mongols/mongols.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Mary (21.06.2010) | Автор: Маша Mary E W
Просмотров: 2594 | Комментарии: 1 | Теги: монголы, духи, боги, демоны | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 easegnany  
0
спасибо за интересный блог

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Банерообмен

Партнёры

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [9]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 41

Мини-чат

Друзья сайта
  • Хруст Костей
  • ГРПТ
  • GSV TATTOO studio
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     
    Copyright KazInk © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz